_____
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребёнка. К повреждению речевых центров могут приводить гипоксия плода, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода и так далее. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов) усугубляют действие причин алалии. Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, то есть нарушаются все её компоненты – фонетико-фонематический и лексико-грамматический. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Алалия может быть: A. Экспрессивной (моторной). Она возникает при раннем органическом поражении коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребёнка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остаётся сохранным. B. Импрессивной (сенсорной). Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора. Из-за этого ребёнок не понимает речь окружающих. C. Смешанной (сенсомоторной). Ребёнок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Неврологическое обследование необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга (ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга). Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и других исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи. Работа над речью ведётся на фоне терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребёнка ведётся работа над: a. стимуляцией речевой активности; b. формированием активного и пассивного словаря; c. фразовой речью; d. грамматическим оформлением высказывания; e. развитием связной речи; f. звукопроизношением. При сенсорной алалии работают над: i. различением неречевых и речевых звуков, ii. дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, iii. пониманием фраз и речевых инструкций, iv. грамматическим строем речи. Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит её раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций! Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности. Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребёнка.
Мы рекомендуем Показать еще
Оставьте свои контакты и администратор центра свяжется с вами в ближайшее время и запишет на прием к специалисту