_____
Дислексия – расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Нарушение последовательности и единства этих процессов составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики. Основной предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) или ОНР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Причиной дислексии может стать: ⦁ гипоксическое повреждение головного мозга (отмечается при анемии и пороке сердца у матери, врождённых пороках сердца у плода и так далее). ⦁ токсическое поражение ЦНС (наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных). ⦁ инфекционное поражение головного мозга ребёнка во внутриутробном периоде (его могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и так далее). В числе социальных факторов наибольшее значение играют дефицит речевого общения, педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов. При дислексии отмечается несформированность пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью. По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Алексия может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии. Система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Логопедическая работа ведётся на фоне терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. Транскраниальная магнитная стимуляция доказала свою высокую эффективность в лечении нарушений развития и дислексии! Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи!
Мы рекомендуем Показать еще
_____
5 нояб. 2024 Статья
ТМС в реабилитации пациентов с синдромом слабости дыхательной м...
_____
2 нояб. 2024 Статья
Эффективность и безопасность терапевтического использования тра...
Оставьте свои контакты и администратор центра свяжется с вами в ближайшее время и запишет на прием к специалисту